- Владимир Викторович, что вы можете рассказать о годах, которые вы провели в школе? Может, хотели бы вспомнить о своих учителях, о том, как они повлияли на вашу жизнь в целом?
- Я учился в Сыктывкаре, это столица республики Коми. Конечно, я помню свою первую учительницу, ее зовут Вилия Дмитриевна, она и сейчас жива. В мае этого года я проводил вечер встречи выпускников, где она тоже присутствовала. 1 сентября 1972 года я пошел в первый класс в новую школу, которая только открылась. Так что мы с одноклассниками стали первыми полноценными выпускниками этого образовательного учреждения, поэтому и отношение к нам, можно сказать, было особое. Все 10 лет учебы я провел в стенах именно этой школы, вплоть до выпускного вечера, который состоялся 25 июня 1982 года.
Также не могу не вспомнить нашу классную руководительницу, Марину Александровну. Скоро у нее юбилей – 70 лет. Я буду организовывать для нее этот праздник.
Что касается процесса обучения, то в начальных классах я был почти отличником. Потом, правда, меня улица «увела», и я немного отвлекся от учебы. Были предметы, которые мне легко давались. В основном это точные науки: математика, физика, геометрия. Но кое-что не слишком нравилось. Я не очень любил литературу и химию, потому что там все основано на зубрежке.
- Скажите, часто ли вы бывали в стенах родной школы после выпуска?
- Первый раз после выпуска в школу я попал только через 40 лет. В прошлом году, когда праздновали юбилей школы - 50 лет, я туда ездил. А в мае этого года у нас была встреча выпускников. Я договорился с действующим директором, и всему выпуску провели экскурсию по школе. Нам показывали, как школа изменилась, мы все вместе ходили по классам, сидели за партами, вспоминали те годы, когда мы там учились. Кстати, лично меня педагоги помнят до сих пор несмотря на то, что я не был особым отличником. Вообще о школе у меня очень добрые воспоминания.
- Какие новшества вы бы хотели привнести в современную систему образования?
- Я считаю, что до шестого класса детям нельзя задавать домашние задания. Дело в том, что в большинстве своем все эти задания делают родители учеников. У меня младший сын ходит в третий класс, средний – в седьмой, а старший – в девятый. Так что мне эта тема близка. Сначала я боролся со старшим сыном, когда он не хотел делать домашнее задание. Потом та же история повторилась со средним сыном. Но когда и с младшим я столкнулся с этой проблемой, тогда стало понятно, что не надо заставлять детей делать домашние задания.
Как отследить, кто делал уроки, родитель или ребенок? Мало того, сейчас можно просто все списать в интернете. Зачем и кому нужен этот обман? Вот когда ребенок уже начинает самостоятельно понимать, что ему это нужно, что это потребуется в дальнейшем, он начинает осознанно делать уроки. Я вижу по своим детям: они реально именно с шестого класса все это поняли. Стало легче, отпала необходимость с ними бороться и заставлять что-то выполнять, потому что они стали более ответственными.
И второе. Необходимо запретить детям брать в школу различные гаджеты. Телефон если и должен быть, то самый простой, кнопочный. Исключительно для связи с родителями. Также я бы запретил современным детям в принципе пользоваться смартфонами. Нужно исключить возможность, когда ребята могут попасть на сайт, информация на котором может не соответствовать их возрасту. Родители обязательно должны устанавливать программу «родительский контроль» и ограничивать время, на протяжении которого их ребенок пользуется смартфоном. Я считаю, что детей необходимо спасать, они не должны зависеть от гаджетов. Нам надо защитить ребят от современных мобильников. И это нужно рассматривать не как ограничение их прав, а как защиту их здоровья и психики.
- Как вы считаете, какие есть плюсы и минусы в современной системе образования?
- Система все время подстраивается под те условия, в которых находятся люди. Я считаю, что школьникам нужно давать больше прикладных знаний, которые в дальнейшем пригодятся им в обычной жизни. Нас всегда учили каким-то расчетам, формулам, рассказывали о пестиках-тычинках, но не давали элементарного необходимого знания. К примеру, физическая культура — это не двухчасовое бегание в кедах по асфальту, а информация о том, как узнать, какая спортивная нагрузка допустима для определенного человека, что нужно сделать, чтобы не подорвать себе здоровье неправильными занятиями спортом. Необходимо рассказывать о том, что такое плоскостопие и как его избежать. Также детям нужно еще в школе разъяснять, как разобраться в налогах, как пользоваться сайтом «Госуслуги», как заплатить за ЖКХ, как проверить чек в магазине. А уже после этого должны даваться остальные знания, касающиеся конкретных областей – истории, химии, математики и другого. Для углубленного изучения каких-либо предметов должны быть специальные классы.
Вообще, я считаю русских людей самыми умными. И это никем не оспаривается, потому что большинство изобретений и достижений сделано русскоговорящими людьми. Я объясню почему. Дело в том, что русский язык один из самых сложных. И ни в коем случае нельзя его упрощать. Пока ребенок учит наш трудный язык, у него выстраиваются нейронные связи, которые ему потом помогают решать какие-то другие задачи, возникающие в дальнейшей жизни. Раньше в нашем алфавите букв было больше. Также наш язык засоряется заимствованными словами. Когда наши исконно русские слова вытесняются какими-то другими, это тоже недопустимо. Нам не упрощать, а наоборот, нужно усложнять русский язык.
Русские действительно умные, и это во многом благодаря именно нашему великому русскому языку. Хорошо, если мы думаем, как правильно сказать фразу, куда поставить ударение, где нужна запятая. Это постоянная тренировка для мозга. Изучая русский язык, вы становитесь умнее.
В общем, надо углубить и усложнить изучение русского языка, повысить к нему требования, а также больше давать детям прикладных знаний, которые понадобятся им в жизни. Возможно, следует исключить вещи, которые не пригодятся. Если ребенок захочет, скажем, углубиться в химию, пожалуйста. Но для всех остальных, кто не будет связан с этой наукой в жизни, можно упростить ее изучение.
Также я бы предложил пересмотреть список классиков, которых дети изучают в школе – Толстой, Пушкин, Лермонтов. Сколько еще о них будут говорить? Время идет, все меняется. У каждого поколения должны быть свои герои. Со временем что-то должно дополняться, а что-то необходимо исключить. Я бы определил, допустим, период изучения классиков. Скажем, сейчас нужно изучать тех, кто творил сто лет назад и вплоть до нашего времени. А уже совсем устаревшие авторы должны уступить место в школьных учебниках для более современных.
Еще очень важно сделать профессию учителя высокооплачиваемой и престижной. Зарплата педагогов должна быть выше средней зарплаты по стране. Тогда у нас не будет проблем с нехваткой учителей. Те, кто нас учит и лечит, должны получать много.
Кроме того, я бы сделал общедоступное высшее образование. Тот, кто хочет учиться, пусть идет и получает необходимые знания. В итоге эти же люди будут специалистами более высокого уровня, и соответственно они смогут эффективнее работать. Я, допустим, у себя на предприятии бесплатно учу сотрудников, чтобы они были более компетентными. И государство в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы его граждане были образованы.
Публикация в газете «Хронометр» от 04.10.2023 г. №40 (1353).
Владимир Михайлов: «Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы граждане были образованы»
В преддверии Дня учителя корреспондент газеты «Хронометр» встретилась с председателем ПАРТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, депутатом Костромской областной Думы Владимиром МИХАЙЛОВЫМ. Во время беседы политик рассказал о своих школьных годах и поделился размышлениями о плюсах и минусах современной системы образования в нашей стране.
5 Октября 2023